8 (495) 320-01-11
с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

Юристы прокомментировали идею лицензирования судебного представительства

26 Мая 2017, 15:38

Недавно авторитетный юрист Михаил Барщевский выступил с инициативой реформирования процессуального законодательства. На Двенадцатом созыве школы-практикума эксперт предложил ввести лицензии. Отстаивать интересы участников споров, по его словам, должны лишь квалифицированные специалисты. Наличия доверенности клиента и диплома о юридическом образовании Барщевский считает недостаточным. Целью нововведения является устранение из системы как дилетантов, так и мошенников.

Коротко об инициативе

Автор идеи настаивает на ужесточении правил. Барщевский напомнил участникам дискуссии об отсутствии у многих представителей элементарных знаний. Некомпетентность доверенных лиц нередко становится причиной ущемления законных интересов клиентов.

Менять ситуацию специалист предложил на системном уровне. Барщевский настаивает на поэтапном реформировании. Первым шагом станет лицензирование представительства в Верховном суде России. Через некоторое время получать специальное разрешение потребуется на ведение дел в районных и региональных инстанциях.

Экзаменовать планируют всех представителей без учета статуса. Подтверждать свое соответствие квалификационным требованиям придется даже адвокатам.

Отголоски прошлого или прогресс?

Профессиональное сообщество не удивлено идеей Барщевского. Механизм не является новым, ведь схожий порядок существовал в дореволюционный период. Интересы участников процесса в царской России отстаивали частные и присяжные поверенные. Они получали особые разрешения по каждой категории дел.

Ограничение доступа на рынок услуг судебных представителей пытались ввести при утверждении действующего АПК РФ. При обсуждении проекта нормы об аккредитации адвокатов в арбитражных судах исключили. Многие эксперты не сомневаются в правильности такого решения. Так, Роман Зайцев, прокомментировавший идею от лица Dentons, обратил внимание на неготовность профессионального сообщества к нововведению.

Не видят ничего сенсационного в идеях Барщевского и в бюро "Линия Права". Инициатива согласуется с проектом адвокатской монополии. В объединении считают, что лицензирование защитит участников судебных споров от некомпетентности. Впрочем, правозащитники опасаются негативных последствий от поспешной реализации.

Акцент на недостатках

Специалист "S&K Вертикаль" Агния Лукка считает идею неудачной. Она напоминает о многочисленных упущениях и противоречиях. Изменения законодательства усложнит рассмотрение дел. Разрешительный порядок допуска к процессу адвокатов нарушит основополагающий принцип права на судебную защиту. Лицензирование, по мнению Лукка, не решит проблему некомпетентности. Обеспечить качественную правовую поддержку способна лишь естественная конкуренция на рынке. Жесткое соперничество требует от специалистов постоянного самосовершенствования и оттачивания навыков.

Идея подверглась жесткой критике со стороны адвоката бюро "Казаков и партнеры" Андрея Трушина. Дополнительный экзамен для юристов, неоднократно проходивших испытания в вузах, он считает бессмысленным. Проверкой знаний, по словам эксперта, должны заниматься образовательные учреждения и квалификационные комиссии. Трушин не понимает, каким образом новый механизм будет сочетаться с существующей системой адвокатуры.

При приобретении статуса правозащитника юрист проходит сложнейшее испытание. Такой барьер оправдан, поскольку адвокаты отстаивают интересы фигурантов уголовных дел. В многом они ответственны за судьбу клиента. После появления лицензирования между специалистами неизбежно возникнет конкуренция, что подорвет доверие к системе.

Трушин отмечает отсутствие логичного алгоритма выдачи разрешений. Специалист обращает внимание на нежелательную бюрократизацию процесса.

Коллегу поддерживает Кирилл Коршунов. Адвокат напоминает о наличии особых норм в КАС России. Закон допускает представительство в административных спорах только квалифицированными юристами. Диплом высшего образовательного учреждения является обязательным условием допуска доверенного лица. Введение лицензий, по словам Коршунова, породит сразу 3 проблемы.

1) Переквалификация отношений

Сейчас ошибка одной из сторон в оценке спора и обосновании требований позволяет суду самостоятельно применять верные нормы. Превращение процессов в профессиональное состязание ограничит эту возможность.

2) Стоимость услуг

Негативным проявлением реформы станет повышение цен на судебное представительство. Круг специалистов резко сузится, что повлечет удорожание.

3) Противостояние

Появление лицензий разделит профессиональное сообщество на два лагеря. Противоборства в этом случае избежать не удастся.

Сдержанно относительно нововведения высказался корпоративный юрист "Некторов, Савельев и Партнеры". Виталий Силин считает лицензирование прививкой от невежества. Однако нарушение прав доверителей происходит из-за стремления представителей заработать. Специалисты пренебрегают оценкой перспектив судебных разбирательств.

Силин напоминает о творческой составляющей профессии. Юристы болезненно реагируют на любые ограничения или рамки. Примером служит неудачная попытка лицензирования юридической деятельности, предпринятая в последнем десятилетии XX века. Отменить пришлось и арбитражную монополию адвокатов, просуществовавшую в России всего 1,5 года. Силин опасается, что нововведение спровоцирует отток из сегмента квалифицированных юристов in-house. Компании же столкнутся с необходимостью дополнительных затрат. Без лицензии штатные правозащитники не смогут отстаивать интересы работодателей в судах. Идея Барщевского была раскритикована специалистом также на организационном уровне. Механизм реализации проекта неясен.

В центре "ЮСТ" инициативу называют недоработанной. Деятельность судебных представителей, по словам Антона Сироткина, вообще не входит в сферу лицензирования. Противоречие возникает на уровне целей и задач. Проблемы в отрасли вызваны не только засильем некомпетентных юристов и мошенников. Основным препятствием к формированию современного рынка услуг стала недобросовестность. Лицензирование в искоренении явления не поможет. Адвокатская монополия, базирующаяся на материалах дисциплинарных разбирательств, более эффективна.

Осторожные суждения и оценки

Остальные представители юридического сообщества оценили инициативу сдержанно. Глава АЮР Владимир Груздев считает проблему очень острой. Качество правовой помощи стремительно падает, а квалификация защитников оставляет желать лучшего. Представительством в отечественных судах действительно занимаются случайные лица. На рынке активно действуют мошенники. Вопрос, поднятый Барщевским, Груздев считает дискуссионным.

Сейчас в Минюсте РФ проводится работа над концепцией правового регулирования отношений. Ведомство пытается создать систему, координирующую весь юридический рынок в целом. Адвокатская монополия призвана исключить из сегмента недобросовестных участников. Предложения, по мнению Груздева, следует учесть. Однако изменения должны носить комплексный характер, а доступ к представительству следует открыть как адвокатам, так и обычным юристам.

Алексей Абрамов из КПМГ связывает эффект от нововведения с качеством экзамена. Организовать проверку знаний не так легко, как это представляют авторы идеи. Испытания придется проводить систематически. Сейчас же отсутствует сам механизм тестирования. Говорить о лицензировании в России, по мнению специалиста, слишком рано. Устанавливать же разрешительный порядок, начиная с высших инстанций нецелесообразно. Дела могут попросту не доходить до ВС РФ из-за ошибок некомпетентных судебных представителей.

В "Линии Права" посоветовали заняться качеством юридического образования. Эксперты этого объединения считают, что истинная проблема кроется в несовершенстве программ подготовки.

0 комментариев

Другие новости: