Налоговые споры
Налоговые отношения возникают в ходе функционирования любых субъектов предпринимательской деятельности или организаций. Однако в процессе их развития между участниками (органами налогового контроля с одной стороны и плательщиками налогов – с другой) очень часто возникают налоговые судебные споры.
Это случается в силу самых разнообразных причин: из-за несовершенства действующей законодательной базы, регулярного введения новых нормативно-правовых актов, ужесточения действующих норм и правил, недостатка системного подхода и прозрачности работы органов и многих других факторов. При этом, как показывает практический опыт, досудебное урегулирование налоговых споров возможно крайне редко – в большинстве случаев необходимо обращение в суды.
Точного определения понятия рассматриваемой категории в действующем российском законодательстве нет. В большинстве случаев данный термин рассматривается как противоречия, которые возникают между юридическими лицами или субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами налогового контроля из-за того, что:
- плательщик не исполняет свои обязательства (например, не платит налоги, сборы);
- процесс осуществления налогового контроля проходит с нарушениями (когда обжалуются действия или бездействие фискальных органов);
- налогоплательщики привлекаются к ответственности из-за совершенных ими налоговых правонарушений.
Наиболее распространенной категорией налоговых споров, которые инициируются фискальными органами, являются взыскания неуплаченных долгов. Со стороны же плательщиков эти конфликты касаются обжалования вынесенных решений и результатов проверок, которые затрагивают их имущественные интересы. Кроме того, споры часто связываются с оспариванием штрафов, начислением пени, блокировкой счетов и привлечением руководителей организаций к ответственности.
Специфические особенности споров
На сегодняшний день урегулирование налоговых споров – это самое сложное направление юриспруденции. Главная трудность заключается в чрезвычайной громоздкости нормативно-правовой базы и отсутствии согласованности в ее структуре.
Огромное количество законодательных актов очень часто дублирует друг друга, а иногда и противоречит. Поэтому без квалифицированной юридической помощи налогоплательщикам очень сложно разобраться не только в трактовке тех или иных норм, но даже и определить сферу их применения в судебном порядке. Здесь обязательно потребуется помощь специалистов, которые на практике знакомы со всеми тонкостями налогообложения и правоприменительной практики.
Еще одна трудность заключается в ограниченном наборе механизмов предпринимателей для защиты своих прав и интересов в досудебном порядке. Зато фискальные органы, с другой стороны, имеют все необходимые рычаги для давления на плательщика (вплоть до заморозки счетов), поэтому предпринимателям очень сложно выполнять все предъявляемые требования, не ожидая решения в судах.
Действующее российское законодательство предусмотрело два варианта урегулирования споров этой категории: досудебный и судебный. Каждый из них имеет свои особенности и специфику. Первый предусматривает возможность налогоплательщика, в случае несогласия с решением фискального органа, обжаловать его в вышестоящих органах. При этом последний не имеет права ухудшить положение заявителя. Такой порядок обладает рядом преимуществ перед судебным – например, не нужно платить государственную пошлину, можно приостановить исполнение решения о привлечении к ответственности, а в случае отрицательных результатов плательщик может учесть позицию налоговой и лучше подготовиться к суду.
Однако данный способ не лишен и недостатков (их даже больше):
- затягивание сроков разрешения споров на 1-2 месяца;
- фискальные органы редко сохраняют объективность при рассмотрении заявлений;
- приостановление описанного выше решения – это право фискального органа, условия которого законодательством не оговорены;
- сроки, отведенные для подачи жалобы, составляют 10 дней, что очень мало для качественной подготовки и формулировки требований;
- на практике процедуру очень сложно реализовать без грамотной юридической помощи.
С 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц ( п. 2 ст. 138
Налогового кодекса РФ , п. 3 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 02.07.2013 N 153-ФЗ ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138
Налогового кодекса РФ). А во-вторых, ненормативные акты Федеральной налоговой службы России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138
НК РФ).
Следует отметить, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138
Налогового кодекса Российской Федерации досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.
Арбитражные налоговые споры начинаются только после подачи искового заявления, оформленного в соответствии с действующими требованиями. К заявлению обязательно прикладывается перечень документации, которые являются подтверждением законности и обоснованности требований. Все эти нюансы в сочетании со сложностью толкования законодательства и взаимосвязью со смежными правовыми сферами (финансовой, таможенной, административной) требуют от налогоплательщиков, вступивших в споры, очень квалифицированного подхода. Поэтому в большинстве случаев потребуется помощь грамотных юристов.
Оспаривание решения налогового органа
Если досудебные методы решения проблем исчерпаны, чтобы защитить свои права и законные интересы, налогоплательщики могут обратиться в суд. Оспаривание решения налогового органа в арбитражном суде осуществляется на основании искового заявления и рассматривается в стандартном порядке. Налогоплательщики имеют право обращаться сюда, если полагают, что оспариваемое решение:
- не соответствует требованиям законов или других нормативных правовых актов;
- нарушает их права и законные интересы в различных сферах экономической деятельности;
- возлагает на плательщика какие-либо обязательства незаконно;
- создает другие препятствия в осуществлении предпринимательской или какой-либо другой деятельности
Соответствующее заявление подается в арбитражные суды не позднее 3 месяцев с момента обнаружения нарушения своих прав или интересов. Если срок исковой давности будет пропущен по уважительной причине (которую требуется доказать), он может быть восстановлен.
Если хотите получить по-настоящему грамотную юридическую помощь в вопросах, касающихся налоговых споров, обращайтесь к нам. Опытные специалисты Компании «Правовое решение» предоставят исчерпывающие консультации и помогут разобраться даже с самыми сложными вопросами.