Таможенные пошлины на автомобиль
Сегодня эксплуатация транспортных средств, ввезенных из-за рубежа, является достаточно популярным решением. Но данный процесс всегда сопровождается рядом проблем, связанных с растаможкой. Таможенные пошлины на автомобили в России постоянно меняются, поскольку почти каждый год издаются новые нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемую категорию отношений.
Сумма растаможки может варьироваться, исходя из рыночной цены на автомобиль, его массы и года выпуска, типа и объема силовой установки, а также категории лица, которое его ввозит (физическое или юридическое). Кроме того, существуют особые категории граждан, с которых таможенные сборы и пошлины не взымаются или стягиваются в меньших размерах.
Автомобили, перемещаемые физическими или юридическими лицами через государственную границу Российской Федерации, необходимо обязательно декларировать. Исключение составляют только случаи временного ввоза транспортного средства личного пользования, которое зарегистрировано в одном из государств-членов Таможенного союза. При этом определение цели завоза входит исключительно в компетенцию таможенного органа – если определяется характер использования не в личных целях (для коммерческой деятельности, например) налоги и пошлины следует уплатить в общем порядке.
Растаможка осуществляется не на пунктах ввоза транспортных средств на границе, а непосредственно по месту проживания физических лиц или месту регистрации юридических. На период, необходимый для оформления всей сопутствующей документации, автомобиль пребывает на складах временного хранения. Максимальный срок хранения – 60 дней, за это время процесс растаможки должен быть завершен.
Ставка таможенной пошлины на ввоз автомобиля в Россию
Согласно положениям Таможенного кодекса РФ, автомобили, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, подлежат рассмотрению в качестве товарных единиц. Следовательно, во время растаможки стягиваются и таможенные сборы. Их размер определяется стоимостью транспортного средства, указанной в документации на него.
К примеру, если машина стоит до 200 тыс. руб., за нее придется отдать 500 руб., а если более 3 млн. – то больше 100 тыс. руб. Мотоциклы и другие мототранспортные средства оцениваются в 250 руб. Однако и это правило имеет исключения – если машина завозится вынужденным беженцем или переселенцем, сборы за нее не уплачиваются.
Ставка таможенной пошлины на автомобиль зависит и от типа ТС. Всего их выделяют 4:
- новые, сделанные за рубежом;
- новые, сделанные в РФ;
- бывшие в употреблении, вне зависимости от страны происхождения – делятся, в свою очередь, на две группы – возрастом от 3 до 5 лет и старше 5 лет.
К новым транспортным средствам относятся машины, срок которых не больше 3 лет. Таможенные пошлины на новые автомобили зависят от объема силовой установки и стоимости – цены, за которую они продаются при условии нормального товарооборота. Конвертация иностранной валюты в рубли проводится в соответствии с курсом Центробанка РФ на момент заполнения декларации. Если стоимость меньше чем та, которая заявлена в тарифной ставке, она равняется таможенной цене.
Что касается новых машин, сделанных в Российской Федерации, то по отношению к ним применяется единая таможенная пошлина на ввоз автомобиля – 1 евро*1 см3 рабочего объема силовой установки.
При расчете ставок на транспортные средства, бывшие в употреблении, цена не учитывается – ключевым фактором является объем двигателя.
Однако таможенные пошлины не являются единственными факторами ценообразования для юридических лиц. Совокупные платежи могут взыматься в случаях, если гражданин, который ввозит машину, является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в качестве такового в установленном законом порядке. Для таких категорий совокупные таможенные платежи состоят из таможенных пошлин (устанавливаемых, исходя из типа мотора и его объема, а также вида авто) и акциза, который зависит от мощности силовой установки и НДС (сегодня составляет 18 % от объема таможенной стоимости).
Также специфическими особенностями характеризуется и завоз транспортных средств из Калининградской области. Если машина привозится оттуда физическим лицом в личных целях и с наличием определенных льгот, связанных с пребыванием в свободной экономической зоне, пошлины и тарифы взымаются все равно.
Утилизационный сбор
С 1 сентября 2012 года таможенными органами взымаются утилизационные сборы на все категории транспортных средств. При этом, в соответствии с действующим законодательством, их расчеты осуществляются автовладельцами самостоятельно. Таможенные органы уполномочены только контролировать факт оплаты и корректность исчислений сумм.
Для подтверждения правильности перерасчета сборов, в соответствующие таможенные органы следующую документацию:
- расчеты утилизационного сбора;
- товаросопроводительную документацию на транспортное средство;
- квитанцию, подтверждающую факт оплаты сбора.
При этом сбор может не оплачиваться в случаях, если с момента производства автомобиля прошло 30 и более лет, он не предназначается для осуществления коммерческой деятельности и имеет оригинальные конструктивные части. Кроме того, утилизацию можно не покрывать и тогда, когда машина ввозится из государства-члена таможенного союза и обладает особым статусом. Если сбор был выплачен объеме, который превышает необходимые требования, возращение лишней суммы осуществляется на основании решения таможенного органа на протяжении 1 месяца со дня подачи автовладельцем соответствующего заявления.
Кроме того, существуют две категории граждан, которые при ввозе транспортного средства освобождены от оплаты таможенных пошлин. К ним относятся лица, признанные в качестве беженцев, вынужденных переселенцев, которые едут на постоянное место проживания на автомобилях, приобретенных на территории стран СНГ. Эти льготники могут рассчитывать на преференции на протяжении 3-летнего периода после получения соответствующего статуса и при условии, что последний будет сохранен до момента заполнения декларации. Кроме того, таможенную пошлину не платят лица, живущие на постоянной основе на территории РФ и купили машину, сделанную в СССР до 31 декабря 1991 года.
Таким образом, цена растаможки складывает на основании множества факторов – стоимости и возраста машины, объема силовой установки и категории лица, ввозящего транспортное средство. Кроме того, играет роль и государство, из которого машина попадает на территорию Российской Федерации.
Зачастую точные расчеты становятся причиной ряда проблем, поэтому может потребоваться помощь опытного юриста. Обратившись в Компанию «Правовое решение», Вы как раз таких и найдете. Мы на высоком профессиональном уровне оказываем полный спектр юридических услуг в предельно сжатые термины. Для ознакомления с нашей деятельностью или получения грамотной консультации позвоните нам или оставьте запрос на сайте.