Нарушение закона о рекламе
Гражданское законодательство предусматривает серьезную ответственность юридических лиц и граждан за нарушение закона о рекламе. Пострадавшие от недостоверной или ненадлежащей рекламы могут обратиться в суд за получением соответствующей компенсации, а также пресечением подобных злоупотреблений.
Основой регулирования отношений вФедеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, он так и называется «О рекламе», а появился еще в середине 2006 года. По целому перечню важных вопросов данный акт ввел обновленные правила, которые касаются рекламных вопросов. Отдельно уделяется внимание информации, не являющейся объектом рассмотрения. Определение рекламы подразумевает распространение сведений в любом виде, адресованные группам граждан для привлечения их особого внимания к продукту/услуге.
К информации, которая не носит рекламный характер, относятся:
- любые данные, необходимые для потребителя, согласно российским законам;
- результаты исследований, справочная документация, аналитика, обзоры рынков;
- изданные сообщения различных органов государственной/муниципальной власти;
- указатели, вывески, если они не носят явно выраженный призыв к приобретению;
- текстовые объявления, помещенные в изданиях физическими лицами (не предпринимателями);
- подробные сведения о товаре, с указанием страны-производителя, свойствах и характеристиках;
- случайные упоминания о продукции или изготовителе в научных, литературных произведениях.
Санкции за нарушения в рекламной сфере
Если антимонопольный контролирующий орган зафиксирует случай распространения недостоверных сведений, то выдается предписание, согласно которому происходит обращение в местный суд или арбитражную инстанцию. Формулировка искового заявления включает в себя требование публично опровергнуть информацию, не соответствующую действительности. В постановлении будут находиться: форма, сроки и конкретное место оглашения опровержения.
Предусмотрена и серьезная административная ответственность за нарушение закона о рекламе при злоупотреблениях инициаторов, производителей и распространителей рекламной продукции. Действующие законы федерального уровня устанавливают другие способы наказания за нерадивое отношение к соблюдению нормативных документов. Штрафные санкции за неисполнение принятых решений или предписаний идут в государственный бюджет.
Распределение средств осуществляется по следующей формуле:
- федеральная казна – 40 %;
- местный бюджет – 60 %.
Процедура принятия решения Федеральной антимонопольной службой РФ о составе преступления
Приличные штрафы призваны сократить случаи нарушений законодательства, а уплата финансового взыскания не освобождает виновного от исполнения постановлений. Порядок рассмотрения антимонопольных преступлений находится в юрисдикции Федеральной антимонопольной службы РФ, которая при наличии инцидентов издает соответствующий указ. На его основании создается комиссия, а в ее состав входят председатель и специалисты Федеральной антимонопольной службы РФ .
Количество штатных сотрудников не может быть меньше 3-х лиц. Председателем в течение пяти дней по итогам рассмотрения издается определение о том, что имеются все основания для возбуждения делопроизводства. В протоколе обычно содержится вся информация, исходя из которой, было принято окончательное решение. Проводится всесторонний анализ имеющихся фактов и доказательств. Принимаются во внимание свидетельские показания и заключения специалистов.
Итоговые выводы формулируются и одобряются большинством голосов присутствующих. Если мнения разделяются в заключительной фазе голосования, то точка зрения председателя будет решающей. Когда злоупотребления значительные, все имеющиеся материалы дела передаются правоохранительным органам. Не имеет решающего значения статус нарушителя и его подотчетность, поскольку цель рассмотрения – исключить повторение подобного в будущем, наказав виновного.
Ответственность за нарушение закона о рекламе в Москве
В столице наказание за нарушение закона о рекламе выражается штрафными санкциями, в согласии с КоАП РФ, а именно:
- физическим лицам – 2-2,5 тысячи рублей;
- руководителям предприятий – 4-20 тысяч рублей;
- организациям – до 500 тысяч рублей.
Чаще всего нарушения происходят из-за несоблюдения общих рекламных требований, размещения товаров, правил охраны малолетних, запрещенных видов продукции и прочего.
Есть и особые требования к содержанию рекламы социального характера, поскольку не допускается прямое или косвенное упоминание:
- моделей и марок;
- товарных знаков;
- конкретных производителей.
Исключение составляют только органы местного самоуправления или государственные структуры. Информация о них может быть использована в социальной рекламе. Недопустимо нарушение сроков хранения рекламной продукции, правил, которые установлены для табака, спиртного, оружия, лекарственных препаратов, пищевых добавок, детского питания.
Юристы Компании «Правовое решение» готовы помочь разобраться в длинном перечне рекламных требований, чтобы клиент осуществлял свою предпринимательскую деятельность в законодательных рамках.