Поцарапали машину
Многие автомобилисты сталкиваются с ситуациями, когда их машины царапают на парковках или во дворах. Это может быть сделано как умышленно, так и без злого умысла, однако в любом случае необходимо отстаивать свои права.
Самые удачные (и крайне редкие) случаи – это когда сознательные виновники поцарапали машину, но дожидаются владельца авто и никуда не уезжают. С 2015 года правила дорожного движения позволяют оформлять мелкие аварии без привлечения сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Для этого достаточно сообщить о происшествии, сфотографировать машины и место аварии.
Затем заполняется форма извещения о дорожно-транспортном проишествии, с которой нужно проехать в отделение – остальная документация оформляется уже там. В извещении указываются все сведения об участниках происшествия, количестве машин и причиненном ущербе, а также о проведенной экспертизе на алкогольное освидетельствование. Если последняя не проводилась, ее выполняют в отделении. В последней графе указывается материальный ущерб от случившегося.
Кроме того, возможен вариант фиксации по европротоколу – его можно применять, если:
- в инциденте участвовало не более 2 машин;
- нет пострадавших;
- урон от царапины не превышает 50 тыс. руб.;
- оба участника застрахованы.
Поэтому небольшие дорожно-транспортные проишествия во дворах всегда целесообразно оформлять европротоколом самостоятельно.
Если поцарапали машину во дворе и уехали
Однако далеко не всегда можно рассчитывать на добросовестное отношение со стороны других участников дорожно-транспортного проишествия . Если авто поцарапали и уехали, для начала необходимо доказать, что повреждение является именно результатом дорожно-транспортного происшествия. Тогда нужно вызвать на место сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и сделать фотофиксацию сделанных царапин.
Нельзя парковать авто на другое место, даже если она стояла в неположенном. Выявляя детали дорожно-транспортное происшествие, сотрудники полиции и страховой компании поймут, что машина перемещена, и тогда на компенсацию рассчитывать не придется.
Необходимо исследовать размеры, положение и следы краски на царапинах – это поможет в поисках виновных и эти данные обязательно внесутся в протокол, что позволит предъявить документальное подтверждение в случае обнаружения преступника. Кроме того, до приезда сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения рекомендуется осмотреть стоянку и найти машины с включенными видеорегистраторами. Дальнейшие действия будут происходить уже с участием сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Что со страховкой?
Поскольку царапины, полученные во дворе, классифицируются как нанесение ущерба, водитель вправе обращаться в страховую компанию. Однако компенсация зависит от подробностей правонарушения и типа полиса.
Так, если поцарапали машину, которая застрахована по КАСКО, необходимо тщательно осмотреть место повреждения, чтобы идентифицировать его причину (столкновение с другим авто или действие человека). В первом случае необходимо обратиться в страховую компанию и уточнить о необходимости справки с Государственную инспекцию безопасности дорожного движения для возмещения ущерба. Если она нужна, следует вызвать сотрудников Государственную инспекцию безопасности дорожного движения и, помимо, составления заявления и протокола, потребовать документальное подтверждение царапин. Если виновное лицо присутствует, до сведения о нем также указываются в протоколе.
Кроме того, необходимо указать:
- свои данные;
- номера страховых полисов.
Если машина была поцарапана гвоздем, тогда необходимо обязательно вызвать полицейских – повреждения третьими лицами входит в их компетенцию. Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения зафиксируют порчу имущества в качестве административного правонарушения. Лучше всего также детально описать царапины и нанесенный ущерб, указав, что виновником является третье лицо. Срок получения такой компенсации, как правило, составляет 30 дней. После того, как прошел месяц, можно отправляться в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения и забрать документ, который подтверждает закрытие дела.
Затем с документом нужно отправиться в страховую компанию, где ознакомятся с ним и компенсируют ущерб (или направят автомобиль на ремонт). Сообщать в страховую следует в день страхового случая, поскольку даты заявления и протокола должны совпадать.
Если же машина застрахована только по ОСАГО, алгоритм действия будет немного отличаться. В таких случаях выплата не положена, поскольку такая страховка покрывает только ремонт машин, попавших в дорожно-транспортное происшествие. То есть если кузов поцарапан не другим автомобилем, а, к примеру, гвоздем, возмещение не предусматривается. Если виновника задержать удалось, он гарантированно обязан выплатить компенсацию на основании своего полиса – это единственная ситуация, когда данное правило работает. Поэтому, если водитель скрылся с места дорожно-транспортного проишествия и записать его номер не удалось, на компенсацию по ОСАГО рассчитывать не приходится.
Нетипичные ситуации
Кроме перечисленных случаев, бывают и нестандартные. Например, если водитель заметил царапину не сразу, а через день-два. Кроме того, бывает, что ущерб нанесен не другой машиной, а проходящими мимо людьми или даже ребенком. Тогда выбор за водителем – тут необходимо или вызвать сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения и оформлять протокол прошедшей датой или пытаться получить справку, что это случилось сегодня. Также следует изучить условия своего полиса – в некоторых договорах предполагается возможность восстановления 1-2 деталей за весь период страхования без справок.
Если же машину поцарапал пешеход, то КАСКО трактует такое действие как повреждение, которое нанесено третьими лицами. Необходимо вызвать полицию и составить протокол, в котором будут подробно описаны повреждения лакокрасочного покрытия и указано виновное лицо. Если оно неизвестно, необходимо обязательно об этом указать.
Затем следует подать заявление в страховую компанию. Дело, как было указано выше, рассматривается 30 дней, по истечении которых можно обращаться к страховщику и получить либо деньги, либо направление на ремонт.
Как показывает практика, дела подобного рода очень сложны и требуют профессиональной юридической помощи. Ее можно получить, обратившись в Компанию «Правовое решение». Мы предоставим грамотную консультацию и поможем добиться положительных результатов на любом этапе рассмотрения дела.