Следственном изоляторе день за полтора
Возможность расчета срока «день за полтора» при отбывании наказания в следственном изоляторе уже много лет рассматривается в соответствующих законопроектах. В частности, им является законопроект № 73983-5, который на протяжении 8 лет уже очень много раз менялся. Планируется, что режим "день за полтора"должен быть утвержден или оклонен в ближайшее время.
В 2009 году идея с перерасчетом сроков наказания активно продвигалась руководством Федеральной службы по исполнению наказаний РФ. Тогда же законопроект получил одобрение Верховного суда РФ, однако сегодня вопрос о необходимости его принятия стоит чрезвычайно остро.
Большинство критиков уверены, что он, все-таки, принят не будет. Это обусловлено рядом объективных причин:
- нарушение принципа равенства перед законом – то есть, если два человека, совершившие преступление, за которые следуют одинаковые наказания, пребывали в следственном изоляторе в разное время, то отбывать они будут разный срок;
- потенциальные риски появления коррупционных схем на местах – если законопроект будет принят, то у осужденных будет желание «подольше задержаться» в следственном изоляторе, что приведет к тяге ответственных за это должностных лиц к обогащению;
- сопротивление правоохранительных органов.
Кроме того, законопроект встретил серьезную критику со стороны различных общественных организаций.
Следственный изолятор «день за полтора» в настоящее время
В настощий момет ст. 72 Уголовного Кодекса РФ устанавливает следующиие правила исчисления сроков наказания, где за одни сутки пребывания в следственном изоляторе равняются:
- принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день;
- принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день;
- исправительных работ и ограничения по военной службе - один день за три дня;
- обязательных работ - из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.
При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствуют:
- один день принудительных работ, ареста или содержания в дисциплинарной воинской части;
- два дня ограничения свободы;
- три дня исправительных работ или ограничения по военной службе;
- восемь часов обязательных работ.
Нормы нового законопроекта не касаются тех лиц, которые должны отправляться в колонии строгого или особо строгого режима. Необходимость его принятия диктуется тем, что механизм условно-досрочного освобождения уже давно перестал работать и возникает нарекания со стороны большинства правозащитников. По их словам, условно-досрочное освобождение из механизма защиты прав превратилось в «недоступную роскошь».
Кроме того, исполнительный орган Совета Европы также настоятельно советует изменить «коэффициент 1», так как действующая практика не способна в нужном объеме защитить права человека. Кроме того, по заявлениям правозащитников, условия содержания в следственных изоляторах намного жестче, чем в тюрьмах. В следственном изоляторе человек постоянно пребывает под замком, в то время как в колонии возможны работа или учеба, свидания с близкими, частые прогулки.
Основные законодательные нюансы
Если же суд назначил в качестве компенсации штрафные санкции, то он может смягчить наказание с учетом времени, проведенного в следственном изоляторе. Однако штраф нельзя полностью поменять на пребывание в следственном изоляторе, поскольку эти наказания не взаимозаменяемы. Этот же подход применяется к праву занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность.
Что касается сроков, которые учитываются при расчетах, то время содержания субъекта до суда понимается как период с:
- административного задержания и ареста;
- задержания подозреваемого;
- заключения под стражу;
- применения принудительных медицинских мер;
- дисциплинарного ареста.
При этом в сроки отбывания наказания входят абсолютно все дни, когда он находился в следственном изоляторе до того момента, когда решение судебной инстанции вступило в законную силу.
Если же законопроект будет принят, то также необходимо продумать и сроки (максимальные и минимальные) пребывания в следственном изоляторе. В противном случае будет большой «соблазн» растянуть процесс предварительного следствия. Так, минимальные и максимальные сроки в законопроекте не указаны, поскольку все зависит от интересов следствия, вида преступления и других особенностей.
Таким образом, законопроект пока прошел только первое чтение, в выборы в парламент увеличили и без того большой законодательный пробел. Если же его и примут, то обязательной силы он иметь не будет (кроме случаев смягчения наказания). Следовательно, после вступления в силу сократить срок смогут даже те, кто на тот момент находился в следственном изоляторе. Кроме того, он вызовет определенные вопросы у правоприменителей, поскольку следственные действия придется осуществлять намного быстрее.
Чтобы получить консультацию касательно условий и сроков пребывания в следственных изоляторах, обращайтесь в Компанию «Правовое решение». Мы постоянно следим за изменениями действующего законодательства, поэтому подберем наиболее рациональное решение.