Неустойка по закону о защите прав потребителей
Одним из эффективных способов борьбы с нарушенными правами потребителей является выплата неустойки. Взыскание неустойки производится на основании оформления письменной претензии с наличием уведомления о том, что потребитель обратится в суд, если неустойка не будет выплачена согласно положениям договора.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" устанавливает размер неустойки в размере от 0,5 до 3%. Размер неустойки зависит от вида нарушения. Так, неустойка за продажу некачественного товара существенно отличается от нарушенных сроков выполнения услуги.
Право взыскания неустойки
Во время заключения договора обе стороны подписывают документ о том, что при невыполнении условий договора или выполнении отдельных пунктов в их обязательствах будет осуществлена выплата неустойки. Вопрос, связанный с выплатой неустойки, может быть решен как в досудебном порядке, так и в судебном. Обратиться в суд можно только после того, как была составлена претензия на тему неустойки, но при этом она должна остаться проигнорированной нарушителем, а также, если или он откажется выполнить условия или в объеме, не удовлетворяющем другую сторону.
Договорные нормы отличаются от норм законодательства тем, что условия, прописанные в договоре, могут нести более серьезную ответственность. Объясняется это тем, что договорные обязательства имеют первостепенную важность перед законными положениями. Если же положения неустойки не указаны в договоре, то взыскание производится на основании общих правил. Неустойка по Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" может быть взыскана в трех случаях:
- нарушение сроков поставки товара, зафиксированного в договоре. Размер неустойки будет равен 0,5% от стоимости товара или услуги согласно договору;
- нарушение сроков удовлетворения требований покупателя или потребителя, которые связаны с устранением выявленных недостатков у товара, замены предмета, возмещения убытков или возврата денежных средств за товар. Неустойка будет равна 1% от стоимости товара. Срок соблюдения требований не должен превышать 10 дней;
- нарушение сроков оказания услуг влечет за собой взыскание неустойки в размере 3% от стоимости услуги.
Получение неустойки
В большинстве договоров процентная ставка неустойки зафиксирована сторонами. Однако в процессе судебного разбирательства условия договора могут быть признаны незаконным или завышенными, так как значение ставки неадекватное характеру нарушенного права и нарушает в серьезной степени интересы одной из сторон.
Общая сумма неустойки за какой-то определенный период рассчитывается следующим способом:
- сумма долга, выявлена первоначально, умножается на период просрочки (количество дней);
- полученное число умножается на установленную процентную ставку.
При этом сумма неустойки не может превышать сумму договора.
Иной порядок расчета взыскания неустойки и частичного погашения долга может быть рассмотрен в судебном порядке или предусмотрен ранее на основании положений договора.
Взыскание неустойки через суд начинается, прежде всего, с подачи искового заявления от потерпевшего лица. Судебная практика показывает, что чаще всего требования истца не удовлетворяется либо удовлетворяется частично, так как процентная ставка необоснованно завышена. Вследствие этого феномена важно грамотно и точно составить исковое заявление. Помочь в составлении судебного обращения и предоставить юридическую поддержку могут опытные специалисты Компании «Правовое решение».
Взыскание положенной неустойки с помощью судебного разбирательства зачастую не заканчивается непосредственно судебным процессом и подачей искового заявления, так как нарушитель может по всевозможным причинам затягивать сроки выплат, не соблюдая прочие условия договора. Чтобы правильно составить претензию и защитить свои интересы, необходимо обратиться к опытным профессионалам из Компании «Правовое решение».