Законы о государственных закупках
Расходование бюджетных средств на закупки государственных компаний строго регламентируется законами о госзакупках. Основными нормативными актами являются Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Все остальные законы вносят дополнения или изменения в данные законы.
Сравнение ФЗ 44 и ФЗ 223
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ регулирует закупки государственных и муниципальных организаций. Закупки унитарных предприятий, не имеющих стратегического значения для России, также попадают под его действие.
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ регламентирует закупки предприятий с долей государства от 50%, естественных монополий, ресурсоснабжающих предприятий (поставки воды, газа, электроэнергии) и наиболее значимых для государства унитарных предприятий.
- ФЗ 44 чётко описывает каждый шаг заказчика и поставщика, отклонения не допускаются. ФЗ 223 позволяет заказчикам самостоятельно формировать положения о закупках в рамках закона;
- закупки по ФЗ 44 проводятся только на 6 электронных площадках. Заказчики, работающие по ФЗ 223, сами вправе выбирать электронную площадку для проведения торгов, в 2017 году таких площадок насчитывается более двухсот;
- ФЗ 44 предусматривает обязательное денежное обеспечение со стороны конкурсантов. Это банковская гарантия или перечисление денежных средств. Участие в тендерах на госзакупках без денежного обеспечения не допускается. ФЗ 223 не обязывает поставщиков давать денежные гарантии, но заказчики вправе указать это требование в положении к конкретному заказу;
- ФЗ 44 отдельную статью посвящает антидемпинговым мерам. ФЗ 223 антидемпинговые меры оставляет на усмотрение заказчиков. Они могут прописываться в положении, а могут не учитываться;
- начальная цена контракта по ФЗ 44 всегда обосновывается через сопоставление рыночных цен, нормативы, тарифы, проекты или сметы. ФЗ 223 не предусматривает обязательное обоснование указанной заказчиком цены;
- контракт, заключенный по ФЗ 44, не может быть изменён после подписания. Изменение существенных условий допускается только по согласованию сторон и при указании в федеральном законе основания для изменения контракта. За незаконное изменение договора предусмотрены крупные штрафы. Контракты, подписанные после проведения торгов по ФЗ 223, могут изменяться по усмотрению заказчика.
В целом эксперты считают, что Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в большей степени учитывает интересы участников торгов.
Участие малого бизнеса в государственных закупках в Москве
Законы различаются и степенью защиты интересов малого бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Требования к участию в госзакупках предприятий малого бизнеса Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ более строгие. Не менее 15% объёма годовых заказов должны быть переданы малому бизнесу. предусматривает 10% и только для заказчиков, которые тратят на закупки более 2 миллиардов рублей в год.
Законы предусматривают следующие способы выполнения данных требований. Заказчик может в извещении на портале госзаказов ограничить круг участников торгов, допустив только малый бизнес. Цена контракта при этом не должна превышать 20 миллионов рублей. Второй способ – обязать поставщика привлекать предприятия малого бизнеса в качестве субподрядчиков. В этом случае цена контракта может быть любой.
Документы для участия в госзакупках должны подтверждать, что конкурсант относится к малому бизнесу. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или индиыидуальных предпринимателей подтверждает размер и структуру уставного капитала. Общая численность сотрудников не должна превышать 100 человек. Общая выручка за год не должна превышать 400 миллионов рублей. Выручку можно подтвердить налоговой отчётностью.
Юридическая помощь с государственным закупками в Москве
За нарушение действующих законов о госзакупках предусмотрены серьёзные штрафы, их размер составляет сотни тысяч рублей. Например, за неразмещение обязательной информации в единой системе госзакупок штраф составляет 500 тысяч рублей для юрлиц. Избежать штрафов поможет юридическое сопровождение тендера опытным юристом.
Компания «Правовое решение» предлагает широкий спектр услуг для заказчиков и участников тендеров. Мы помогает организовать торги на всех этапах от планирования до подписания контракта. Мы помогаем участникам подготовиться к торгам, подать заявку, принять участие в конкурсе и подписать контракт. Если после подписания контракта другая сторона нарушает условия, мы защитим интересы клиента в суде. Если Вас обвиняют в нарушении законов о госзакупках, мы защитим Вас на всех стадиях дела от его начала до вынесения судебного решения.