8 (495) 320-01-11
с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

Эксперты о комплаенсе: современные способы защиты бизнеса

29 Ноября 2017, 21:29

Примерно 71 % случаев мошенничества в отечественных корпорациях является следствием слабого внутреннего контроля. К такому выводу неизменно приходят исследователи. Эксперты предложили решение. Защитить бизнес от целого ряда рисков позволяет современная комплаенс-система.

ФАС РФ о пользе добровольного контроля

Руководитель правового управления антимонопольной службы Артем Молчанов отметил преимущества современных решений. Ведомство поддерживает внедрение механизмов комплаенса с целью понижения числа нарушений. Надзорный орган заинтересован в профилактике на структурном и организационном уровнях. Превентивные меры имеют приоритет. Ежегодно служба рассматривает порядка 4000 дел, выдает 4500 предписаний и предупреждений. Примерно 75 % производств обходится без наложения штрафных санкций.

Молчанов рассказал о проекте ведомства. ФАС РФ выдвинуло идею о снижении административной ответственности компаний, имеющих реально работающую систему комплаенса. Санкции для таких нарушителей будут сокращать на 1/8. Документ прошел обсуждение в профильных службах. Сейчас поправки находятся на изучении правительственной комиссии.

Дискуссия о регуляторных рисках

Представители юридического сообщества акцентируют внимание на необходимости защиты бизнеса от штрафов. Антимонопольный орган налагает внушительные денежные взыскания. За счет внедрения современной модели внутреннего контроля этот вопрос решается. Одновременно руководство получает гарантии сохранения деловой репутации компании.
Специалисты выделили негативные факторы, повышающие вероятность санкций:

  • некачественный анализ бизнес-решений, в том числе с экономической точки зрения;
  • ошибка в определении доли присутствия предприятия на рынке;
  • неграмотное составление документов;
  • отказ от построения полной картины рисков;
  • уклонение от проведения комплексного антимонопольного исследования.

Юристы отмечают постепенно снижение числа отмененных решений ФАС РФ. Специалисты указывают на необходимость обжалования актов с ошибками, а также переноса в суды дел «серой зоны».  Во втором случае разбирательство необходимо для определения фактического содержания нарушения. Далеко не всегда отношения урегулированы регламентами. Ведомству еще приходится пользоваться неточными формулировками и несовершенными механизмами.

В рамках обсуждения эксперты обратили внимание на эффективность комплаенса в сфере антироссийских санкций. Наличие системы внутреннего контроля позволяет избегать тотальных блокировок и серьезных негативных последствий. Основную ставку здесь делают на информированность и своевременное принятие мер.

Сравнение российских реалий с мировым опытом

Классическим методом построения компаенс-системы является адаптация иностранных моделей. Специалисты рекомендуют подстраивать механизмы под политику компании и действующие правовые регламенты. Ключевым условием эффективности станет прозрачность. Концепция должна быть понятна рядовым работникам.

Традиционно в перечень направлений включают:

  • этику сотрудников и руководства компании;
  • правила урегулирования споров, устранения конфликта интересов;
  • антикоррупционные положения, включая порядок обмена корпоративными подарками;
  • регламент о телефоне доверия и обратной связи;
  • принципы благотворительности.

Участники дискуссии считают оптимальным вариантом – внедрение нововведений по инициативе топ-менеджеров. Директоров необходимо обучать организации эффективного внутреннего контроля.

Готовые модели рекомендовали тестировать. На постановку системы эксперты попросили не жалеть времени. Реально действующий механизм окупит вложения. Важными составляющими специалисты назвали информационные ресурсы, последовательное продвижение идеи внутреннего контроля и активное выстраивание взаимодействия между структурами фирмы. Ставку советовали сделать на подготовку людей и регулярный пересмотр схемы. Модель нуждается в постоянной актуализации.

Надежная защита от преступлений

Аналитики заявили о чрезвычайно высоком уровне риска в российских компаниях. По оценкам некоторых агентств, он остается на отметке в 99 % даже при наличии практики проверки контрагентов. Специалисты выделили основные способы повышения  защиты:

  • создание комплексных механизмов сбора информации о партнерах;
  • непрерывный мониторинг рынка и контроль состояния ключевых игроков;
  • ревизия баз контрагентов предприятия;
  • объединение областей и направлений проверки (коррупционные риски, конфликты интересов, этика, антимонопольные правила, инсайд);
  • формирование надежных архивов для документов;
  • сокращение трудозатрат за счет автоматизации;
  • настройка системы выявления релевантных рисков.

Юристы напоминают о возможности обеспечить безопасность посредством выделения проверок на аутсорсинг или страхования ответственности.

Правила внутренних расследований

Запуск комплаенс-системы ставит перед руководством компании новые задачи. Так, при выявлении признаков нарушения специалисты обязаны проводить служебные проверки. Основаниями могут стать явные или замаскированные нарушения:

  • откаты;
  • неформальные отношения работников и государственных органов;
  • фальсификация итогов конкурсов;
  • утечка информации и мн. др.

Регламент внутреннего расследования необходимо утвердить заблаговременно. Формулировки документа потребуется связать с нормативными актами. Изучение содержимого почтовых ящиков и личной переписки проводится с согласия сотрудников. Разрешения лучше брать в письменном виде.

Все действия фиксируются в процессуальных формах, а участников знакомят с правилами. Результаты проверки юристы рекомендуют оформлять отдельным документом с реквизитами компании, подписями ответственных лиц и непосредственных фигурантов.

0 комментариев

Другие новости: