О локализации производства специалисты заговорили в период экономического кризиса. Комплексная программа ориентирована на повышение национальной безопасности, устранение зависимости от иностранных технологий и импорта. Целью реализации мероприятий является развитие отечественной промышленности. Методики, применяемые для решения поставленных задач, в минувшую пятницу обсудили эксперты.
Вопросами повышения эффективности импортозамещения задались в ФАС РФ. Представитель антимонопольного ведомства Нелли Галимханова заявила о необходимости учета ряда факторов. При определении политики в отношении ввоза тех или иных товаров следует руководствоваться национальными интересами, а также объемом потребления. Поддерживать зарубежных партнеров в ущерб отечественных производителей нельзя. Постепенный отказ от иностранной продукции должен идти в ногу с модернизацией российских предприятий.
Юрист из объединения Dentons отметила, что подтверждение локализации выпуска товаров регламентируется преимущественно таможенным законодательством. Процедуры применяют в следующих ситуациях:
В каждом случае применению подлежит отдельный нормативный акт. Ряд правительственных постановлений ограничивает закупку продукции иностранного происхождения. Так, например, такие товары нельзя поставить в рамках контрактной системы. Преодолеть барьер могут лишь изготовители изделий, не имеющих аналогов в России. Единственным способом становится локализация. Перенос мощностей и технологий на территорию страны позволяет законно обойти ограничение. Подобные схемы власти поощряют. Инвесторам предоставляют многочисленные льготы, включая налоговые преференции.
Специалисты обращают внимание на несовершенство механизмов привлечения производителей в Россию. В частности, доработки требует порядок стимулирования в фармацевтике.
На процессы в рассматриваемой сфере влияет фискальная политика. Ключевыми факторами специалисты считают:
Возможность заключения с государством особого соглашения привлекает зарубежных партнеров. Договор гарантирует стабильность налоговых условий и правовой регламентации бизнеса. В документах могут прописываться особые меры стимулирования регионального или федерального уровня. Впрочем, юристы рекомендуют подходить к заключению СПИК с предельной осторожностью.
В рамках дискуссии об эффективности методов локализации производства выступил глава GS Group. Директор Алексей Мохнаткин согласился рассказать о проблемах фирмы. Компания специализируется на выпуске электроники и вынуждена существовать в условиях несовершенного правового регулирования. Политика государства по направлению до сих пор не сформировалась, что создает множество трудностей. Системные сегменты рынка попросту отсутствуют. Так, бизнесу приходится самостоятельно решать вопросы:
Вывести на рынок новые продукты сложно. Производителям приходится соперничать с конкурентами из Китая. Мохнаткин отметил, что у азиатских бизнесменов имеется ряд преимуществ. Так, за пользование кредитами они платят не более 9 % в год. Отечественные же фирмы вынуждены отдавать банкам до 50 %. В Китае разработан механизм компенсации НДС, таможенных пошлин, предоставляются субсидии и дотации. Возмещение затрат на модернизацию оборудования в этой стране достигает 75 %. Российские реалии явно проигрывают.
Максимально мягкие условия обуславливают интенсивный промышленный рост. В КНР увеличение показателей отмечают на протяжении 20 лет. В среднем объем выпускаемых и реализуемых товаров поднимается на 7,6 % в год. Китайские власти сделали акцент на либерализацию тарифов.
Итог беседе подвел советник по торговым переговорам Минэкономразвития РФ. Михаил Глазатов заявил о постепенном переходе к альтернативным инструментам регулирования. Любое финансовое содействие со стороны правительства или публичной структуры он назвал субсидией. Оказывать поддержку в границах ВТО государство продолжит. При этом де-юре или де-факто субсидии могут оказаться под запретом. В любом случае порядок взаимодействия будет зависеть от условий экспорта и оцениваться по-разному.