8 (495) 320-01-11
с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

Коротко об обзоре ВС РФ по спорам с перевозчиками

20 Декабря 2017, 13:25

Верховный суд России проанализировал практику по делам, связанным с транспортировкой грузов. Тридцатистраничный обзор охватил вопросы задержки, порчи и утраты груза, порядка определения массы и принципов оценки реального ущерба. Эксперты выделили наиболее важные выводы.

Перевозчик в ответе за груз

По общему правилу компания, принявшая товар к транспортировке, обязана обеспечить его сохранность. В случае утраты ценностей контрагент возмещает реальную их стоимость. Норма действует вне зависимости от вины. Так, нанесение ущерба грузу в результате несчастного случая или аварии из-за ошибки стороннего лица не освободит перевозчика от ответственности.

Верховный суд РФ пришел к такому выводу после анализа первого пункта 796 ГК РФ. От необходимости возмещения вреда владельцу товаров освобождают лишь непредвиденные обстоятельства. Дорожно-транспортные происшествия к таковым отнести нельзя. Профессиональные перевозчики прекрасно осознают риск аварий на дорогах.

Вина за дефекты упаковки

Разграничить пределы ответственности Верховный суд России решил на примере. В деле речь шла о договоре на транспортировку легковых автомобилей. Доставка производилась с использованием открытых платформ. В ходе одного из рейсов камень попал в лобовое стекло автомобиля. Грузовладелец потребовал возместить причиненный ущерб в полном объеме. Перевозчик же решил, что вина за отсутствие защитной упаковки лежит на отправителе. Спор дошел до ВС РФ.

Высшая инстанция согласилась с ответчиком. Обязанность правильно упаковать груз была у владельца. В договоре способ транспортировки озвучивался. Поскольку от использования защитных материалов собственник отказался, ему и следует нести убытки.  Перевозчику же в споре полагалось доказать исключение повреждения при наличии упаковки. В противном случае вред придется возместить.

Когда масса имеет юридическое значение

Острые конфликты между сторонами разгораются при расчете веса груза. Отправители занижают показатель с целью удешевления перевозки, транспортные компании увеличивают значение массы. В зависимости от статуса нарушителя недобросовестность ведет либо к превышению грузоподъемности, либо к завышению стоимости обслуживания.

Верховный суд РФ признал правильной массу отправления, определенной по единой методике с допустимой погрешностью. Способ расчета участники сделки обязаны согласовать. Стандарт же по отклонениям в результатах должен учитывать специфику груза. Бремя доказывания по спорам о массе распределяется равномерно. Обеим сторонам необходимо подтвердить обоснованность калькуляции. Преимущества не предоставляются. Высшая инстанция отмечает значение делового оборота и коммерческого обычая. Оценивать обстоятельства судам предписывается индивидуально.

Пределы ответственности экспедитора

На этого участника перелагаются все функции по отправке груза. Компания получает право выбрать и нанять перевозчика, самостоятельно доставить ценности в пункт назначения, определить способ транспортировки. При этом  ответственность за порчу или повреждение товара экспедитор несет не во всех случаях. Если он действует только в роли агента, компенсировать вред будет транспортная компания. Верховный суд РФ отмечает, что к выбору перевозчика такое лицо обязано подходить внимательно и добросовестно.

Разъяснения о сроках давности

Период предъявления требований к перевозчику со стороны экспедитора отсчитывают по правилам транспортных уставов и кодексов. Его течение приостанавливается на время претензионного урегулирования. Если речь идет о незаконно удержанной плате за доставку, срок ограничивается 1 годом. Норма не распространяется на споры по главе 59 ГК РФ (причинение вреда). Трехлетнее ограничение действует в отношении соглашений о передаче вагонов, взыскании неустоек за их простой.

Пример применения правил об исковой давности Верховный суд привел в обзоре. В процессе погрузки продукции в железнодорожные вагоны сотрудники завода-отправителя нанесли ряд повреждений. Вред причинили соседним перевозочным средствам, стоявшим на путях. Владелец потребовал компенсацию.

В заседании ответчик ссылался на истечение давности по делу (1 год). Суды с доводами согласились, а в иске отказали с опорой на статью 104 Устава ж/д транспорта. Норма отводит на предъявление претензии по поводу повреждения вагонов всего 12 месяцев. ВС РФ отменил акты, напомнив о природе отношений. В конкретном споре речь шла о причинении вреда по главе 59 ГК РФ. На такие споры следовало распространить срок давности в 3 года.

Вместо заключения

В обзоре нашли отражение и другие юридически значимые выводы. Так, специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие выкладки:

  1. Собственник путей может удержать с перевозчика компенсацию убытков за несвоевременную отправку вагонов.
  2. Задержка передачи ж/д средств, не принадлежащих перевозочной компании, дает основание для взыскания платы за пользование путями. Наличие соответствующего пункта в договоре не является обязательным.
  3. Собственник вагона, выполняющий функции оператора подвижного состава, уполномочен взыскать штраф за опоздание с окончанием погрузки и выгрузки.
  4. Недобросовестность страховщика лишает силы заявления о ничтожности договора о покрытии ответственности экспедитора и перевозчика.
  5. Суд может сократить размер штрафных санкций, установленных транспортными уставами за недостоверность данных о массе груза.

Полный текст обзора опубликовали на сайте ВС РФ.

0 комментариев

Другие новости: