8 (495) 320-01-11
с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

Блокчейн: юридическая матрица

21 Июня 2017, 11:46

Что скрывается за понятием «блокчейн»? Почему юристы настороженно относятся к нововведению? Сможет ли он спровоцировать новые проблемы? Изучаем возможности широкого применения технологии, опыт зарубежных коллег и мнение российских специалистов.

Блокчейном – принято называть публичный цифровой реестр, операции в котором невозможно отменять или выполнять «задним числом». Все действия пользователей в такой системе видны другим участникам. Блокчейн позволяет контролировать работу пользователей при необходимости проведения какой-либо сделки с несколькими организациями одновременно. К примеру, компания перевела платеж на счет контрагента – об этом факте, а также о его деталях тут же узнают и другие участники соглашения.

Опция пока не получила широкого применения, но многие коммерческие структуры уже пользуются ее возможностями. Так, с помощью блокчейна реально заключать «умные сделки» – когда заданы условия контракта и при их достижении автоматически реализовывать их.

Настоящее из будущего

Первой сделкой, которую заключили с помощью блокчейна, стала поставка маслодельной продукции израильской компании общей суммой в сто тысяч долларов. Получатель масла и сыра вел расчет аккредитивом, продукция доставлялась морским транспортом со специальными датчиками. По приходу партии в порт система оповестила об этом, и деньги автоматически перевелись на счет поставщика. Так, на реализацию контракта ушло всего четыре часа вместо привычных десяти дней. Кроме того, в таком процессе исключена возможность подделки документов, потому что все действия производятся электронно.

В настоящее время в мире есть несколько систем для создания «умных контрактов», наибольшей популярностью пользуется Ethereum. Площадка используется для реализации билетов, управления сделками с недвижимостью, краудфандинга.

Эксперты полагают, что с помощью блокчейна к 2022 году будут снижены издержки по ведению хозяйственной деятельности почти на двадцать миллиардов долларов.

Более того, с юридической точки зрения, система может стать эффективным механизмом защиты прав интеллектуальной собственности. При совершении сделок фиксируется точное время на предоставление права пользования.

По оценке экспертов, всего с начала 2016 года с помощью блокчейна инвестировано более миллиарда долларов.

Российские реалии

В «Сколково» начата разработка платформы для управления авторскими правами с использованием блокчейна. По замыслу экспертов, правообладатели и авторы произведений смогут размещать на ней свои объекты с установлением способов их использования.

Однако еще рано говорить о развитии сервиса и успешном его внедрении на российском рынке. Каждый электронный контракт такого типа приходится дублировать бумажными соглашениями между сторонами. Это затрудняется еще и отсутствием точной терминологии блокчейна.

Консультант Legal for Tech Group, Кирилл Железнов поясняет, что «умные контракты» необходимы для оптимальной организации бизнеса, они не «отберут» работу у юристов, а лишь переориентируют ее направление. При этом, по словам эксперта, достаточно следить за правильным изложением параметров договора на бумаге, чтобы юрист затем контролировал точность сведений по программному коду. Железнов упомянул пример успешной сделки между «Эс Севен» и «Альфа Банком», которую компании совершили по автоматизированной технологии всего за час вместо пяти дней.

Сфера использования: что говорят юристы?

Блокчейном удобно пользоваться, когда необходима максимальная прозрачность сделки. По замечаниям специалистов, он позволяет создать любой реестр с преимущественно тремя потенциальными базами данных: правовых фактов, прав, сделок.

Но есть и аспекты. Иван Бабин считает, что по технологии невозможно создать контракт с множеством существенных условий, так как сложно учитывать все аспекты договора.

Александр Ермоленко относится к системе «умных сделок» скептически, утверждая, что привязать блокчейн к юридическим реалиям практически невозможно. Он считает, что целесообразнее модернизировать простые вещи, а не увлекаться новомодными веяниями.

Как регулировать блокчейн и возможно ли это?

Эксперты сходятся во мнении, что в части криптовалют необходимо разрабатывать механизм защиты инвесторов и покупателей, хотя бы по общим стандартам и проводить тщательную техническую экспертизу. Также следует дать определение блокчейна и его основных признаков, прописать в ГК способы исполнения обязательств каждой из сторон.

Ситуация осложняется тем, что в «умных сделках» участвуют контрагенты разных стран, а законодательство каждой из них имеет существенные отличия.

Одни эксперты считают, что пока рано говорить о законном регулировании таких сделок, другие – склоняются, что владельцам будет легко найти консенсус с законодателем. Но есть несколько фактов, к которым юристам стоит готовиться уже сегодня:

  • появление расчетов криптовалютами между юридическими лицами;
  • децентрализация правовых процессов и их повсеместная автоматизация;
  • использование цифровых доказательств при судебных разбирательствах.

Александр Некторов обращает внимание на проблемы с налоговым контролем и предлагает приравнять биткойны к товарам.

Виктор Гербутов сравнивает сложности с урегулированием «умных сделок» с усилиями по управлению интернетом.

Механизм работы

Блокчейн «заработал» в 2008 году Сатоши Накамото. Это своего рода электронный нотариус, удостоверяющий проведение сделок. Она стала известна, благодаря электронным деньгам – биткойнам.

Основными свойствами системы являются:

  • прозрачность сделок;
  • консенсус контрагентов;
  • отсутствие посреднических услуг;
  • децентрализованность.

Последовательность электронных сделок биткойн:

  • инициализация платежей с помощью «кошельков»;
  • отправка тразнакций в сеть и их последующее объединение;
  • подтверждение транзакций майнерами и получение ими процентов за посредничество;
  • добавление сделки в блок;
  • отправка новых средств получателю.

0 комментариев

Другие новости: