8 (495) 320-01-11
с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

Кредитка с долгами: дело о «подарочном» займе

24 Ноября 2017, 11:42

Практика выдачи кредитных карт клиентам широко распространена в банковском секторе. Своеобразные бонусы получают участники зарплатных проектов или надежные заемщики. Нередко такие «подарки» финансовые организации высылают почтой. Если гражданин не планирует пользоваться предложением, выкидывать карту не стоит. Заем могут получить мошенники. Юристы рассказали об особенностях защиты от риска.

История о чужих долгах

Надежда Девятова (данные изменены) из Томска заключила с «Банком Русский Стандарт» несколько соглашений. Сделки были подписаны в 2005 году в связи с приобретением бытовой техники и прочих товаров. Женщина исправно платила по договорам до 2016 года. Однажды она обратила внимание на счет зачисления средств в квитанции. Ни в одном кредитном контракте таких реквизитов указано не было. Клиентка обратилась в банк за выпиской. Из документа она узнала, что заплатила около 200 000 по договору, который не заключала.

Сотрудники обслуживающего центра пояснили Девятовой основания удержания денег. Заемщику выслали кредитную карту с активацией телефонным звонком. С апреля 2005 до марта 2016 года деньги снимались, а на долг банк начислял проценты. Кто пользовался инструментом, в организации пояснить не смогли, а спорный договор выдавать отказались.

Обманутая клиентка отправилась защищать свои права в суд. С кредитной организации она потребовала взыскать неосновательное обогащение примерно в 200 000 и компенсацию  морального вреда в 100 000 рублей. Первая инстанция иск отклонила. Октябрьский суд Томска пришел к выводу о заключении договора Девятовой. Дама якобы взяла кредит, активировала карту и гасила долг. Апелляция частично отменила решение. Коллегия отметила, что банк не подтвердил факт подписания сделки заемщиком. Отсутствовали в материалах и доказательства вручения карты клиентке. Удержанные с истицы средства подлежали возврату.

Фактически Девятовой удалось получить лишь 15 тысяч рублей. Еще в первой инстанции ответчик настаивал на пропуске срока давности. Требования о компенсации морального вреда отклонили полностью.

Рекомендации практикующих юристов

Правозащитник Сергей Морозов отмечает распространенность ситуации. В отношениях с банками специалист рекомендует быть предельно осторожными.  Если пользоваться картами человек не собирается, ему следует сразу заявить об этом обслуживающей организации. Отказ следует оформлять в письменном виде. Такая мера убережет от активации карт мошенниками. При утрате удостоверений личности необходимо немедленно обращаться в полицию.

Аналогичный совет дала судья Оксана Павленко. Заключение договоров является добровольным. Принуждать к получению карт людей нельзя. Если «пластик» прислали по почте, необходимо обратиться в банк с отказом. В противном случае высока вероятность завладения пин-кодом третьими лицами.

При предъявлении претензий следует направить запрос о проведении внутренней проверки. Служба безопасности кредитной организации проследит цепочку движения спорной карты и оценит операции по счету. Одновременно юристы рекомендуют обращаться в полицию. Собранная правоохранителями информация позволит доказать необоснованность требований по кредиту в суде. В слушаниях придется доказывать невозможность пользования займом. В качестве аргумента можно использовать сведения о мобильном телефоне, с которого происходила активация. Важной информацией поделятся магазины, списывавшие деньги за покупки. В торговых точках нередко хранят записи с камер видеонаблюдения. Ценные сведения дадут устройства банкоматов, если наличные снимались с карты. Мошенники часто прибегают к возможностям интернет-банкинга, а потому доказательством станет выписка об IP-адресе.

0 комментариев

Другие новости: