8 (495) 320-01-11
с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.
г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

Судьба бесхозного имущества: мнение экспертов

20 Июня 2017, 11:27

Исследовательский центр «Хамовники» проанализировал ситуацию с правами на недвижимое имущество. Специалисты выяснили, что порядка 90 % кладбищ, а также около 20 %  мостов, придомовых проездов, дорог и водопроводов не имеют официального владельца. Эксперты прокомментировали материалы.

Разбираемся в терминологии

Заместитель главы экспертного совета «Хамовники» Моляренко Ольга поясняет отдельные аспекты исследования. Бесхозяйной или бесхозной вещью гражданское законодательство признает ценность, не имеющую собственника. Таковыми могут становиться любые объекты, владелец которых неизвестен, либо отказался от своих прав.

Большое количество активов с неопределенным статусом появилось в России из-за несовершенной системы разграничения собственности. В период с 1991 по 1995 гг. в стране формировали нормативно-правовую основу. Система оказалась несовершенной и неполной. Принимая законы, парламентарии эту особенность не учитывают.

Появление бесхозных объектов нередко связано с многочисленными изменениями в регламентах оформления. Смена систем регистрации привела к путанице. Виной тому заявительный порядок возникновения полномочий владельца и переложения на хозяина всех затрат.

Когда в товарищах согласья нет…

В отчете экспертов отмечается проблема появления бесхозной недвижимости после реорганизаций и банкротств. Такие объекты могут выявляться через много лет после ликвидации предприятий или совхозов. Комиссии списывают непрофильные активы, либо социальную инфраструктуру в процессе завершения деятельности. Муниципалитеты же не принимают имущество на баланс. Аналогичная ситуация складывается при расформировании военных частей и исправительных учреждений. Статус земельных участков при этом сохраняется.

Негативное влияние оказывает специфика кадастрового учета, а также попытки оптимизации муниципальных образований.

Моляренко приводит в пример случай с поселком городского типа, сформированным при колонии. Пункт появился в 60-е годы минувшего столетия. До сегодняшнего дня земли принадлежат исправительному учреждению, а потому зарегистрировать права на инфраструктуру не получается. При этом сам поселок построен на участке промышленного назначения. Наличие на нем жилья вообще не предполагается. Вся недвижимость в границах территории много лет остается в сомнительном правовом статусе.

Отказ от надлежащего оформления зачастую продиктован отсутствием у потенциального собственника денег. Так, для постановки имущества на учет местным администрациям необходимо проводить межевание, заказывать технические паспорта, тратиться на восстановление сооружений. Федеральные чиновники просьбы о содействии или выделении денег игнорируют. Если речь идет о жилом здании с неопределенным статусом, сопротивление могут оказывать сами люди. Граждане опасаются повышения коммунальных расходов, а потому инициируют длительные разбирательства.

Кто виноват? Мнение специалистов

Эксперт МСУ ВШГ РАНХиГС обвиняет в сложившейся ситуации чрезмерно активных ревизоров. Роман Петухов напоминает о возникновении проблемы после организации контрольных мероприятий. Нежелание нести ответственность толкает поселковые администрации на полный отказ от объектов.

Уклонение от постановки недвижимости на учет, по мнению научного сотрудника, продиктовано опасением санкций. Изменение подхода оказало неблагоприятное влияние. Петухов обращает внимание на экономическую нецелесообразность принятия на баланс бесхозного имущества. В большинстве случаев такие объекты требуют затратного ремонта. Сразу после оформления документов к чиновникам являются представители прокуратуры и выписывают штрафы за ненадлежащее содержание активов. В суды муниципалитеты готовы обращаться очень редко.

Неофициальное благоустройство

Отдельное внимание организаторы исследования уделили статусу кладбищ. Порядка 90 % таких объектов собственника не имеют, а располагаются на землях лесного или сельскохозяйственного фонда. Выявляют площадки для захоронений при продаже участков, либо при попытках перевода их в иные категории.

Бесхозной остается и примерно 1/5 часть всех российских дорог. К таким объектам, например, относятся улицы в секторе частной застройки, проезды между многоквартирными зданиями, трассы к дачным кооперативам. Местные власти не могут официально финансировать благоустройство таких дорог. Для решения задачи чиновники идут на завуалированное нецелевое расходование средств. Ответственность за эксплуатацию и состояние полотна перекладывают на плечи частных компаний — поставщиков услуг по муниципальным заказам.

Привлечь коммерческие фирмы позволяет искусственное завышение стоимости контрактов. Кроме того, нередко предприятиям гарантируют победу в других тендерах — объясняет Моляренко. Эксперт не скрывает, что подобные действия вступают в противоречие с нормами о государственных закупках, конкуренции и бюджетным законодательством. Однако чиновники лишены иных возможностей решить вопрос.

Распространенной практикой является откровенное вымогательство. Бизнесу настойчиво напоминают о социальной ответственности, вынуждая поставлять бесплатно строительные материалы, проводить работы или оказывать правовую поддержку.

В заключение авторы предлагают решение. Выходом из ситуации могла бы стать амнистия бесхозного имущества. Земли и строения следует вывести из-под контроля незаинтересованных во владении собственников и бесплатно поставить на баланс муниципалитетов. Решающее слово остается за федеральной властью. Последняя же, по всей вероятности, к таким мерам не готова.

0 комментариев

Другие новости: